«Яндексу» исполнилось 24 года

Компания «Яндекс» отметила 24-летие. Официально компания была основана 23 сентября 1997 года, но свои первые шаги делала еще в далеком 1990. Проследим основные технологические вехи развития сервиса, как «Яндекс» стал таким, каким мы знаем его сегодня.

1990-1993

С 1990 по 1993 год будущие создатели «Яндекса» работали над поисковыми технологиями в небольшом предприятии «Аркадия. Разумные проекты». К 1993 оду «Аркадия» запустила новую версию поисковой программы, которая требовала небанального названия. Поиски шли вокруг словsearch и index. Так появилось Yandex – сокращенное от «yetanother indexer» («еще один индексатор»). Затем первые две английские буквы заменили на русскую «Я» и в итоге программу назвали Яndex. Это слово придумали Илья Сегалович и Аркадий Волож. 

1997-1998

23 сентября была впервые анонсирована поисковая машина Яndex-Web. Чтобы показать, как она работает с большим массивом информации, проиндексировали рунет. Тогда он состоял из 5 тысяч сайтов, на которых было размещено около 4 Гб текста. Люди подходили к демонстрационному компьютеру, пробовали задавать запросы и получали ответы. На тот момент Яndex учитывал морфологию русского языка, расстояние между словами и умел ранжировать документы. Этот год считается официальным днем создания Яндекса. 

К 1998 году Яndex научился показывать контекстную рекламу, которая не только не мешала пользователю, но и помогала найти то, что нужно.

2000-2002

В 2000 году официально зарегистрирована акционерная компания «Яндекс» с привычным нам российским названием. Ее генеральным директором стал Аркадий Волож. 

В этом же году открылись несколько новых сервисов: Каталог, Новости, Почта, хостинг сайтов, Закладки, Яндекс.Товары (будущий Яндекс.Маркет).

К 2001 году компания запустила первую в рунете систему размещения контекстной рекламы — Яндекс.Директ. Он позволяет напрямую, без посредников, публиковать на Яндексе свою рекламу. За первый год работы Директа поступило больше 2500 рекламодателей.

Открылись два новых сервиса —  lingvo.yandex.ru и Яндекс.Энциклопедии. Потом они превратятся в один —  Яндекс.Словари. Этот сервис просуществует до 2016 года.

Кроме того, Яндекс переехал в свой первый офис. Он находился в Вычислительном центре РАН – в зале, где когда-то стояла электронно-вычислительная машина БЭСМ, а потом — «Эльбрус».

В 2002 открылись Яндекс.Картинки и Яндекс.Маркет. На момент запуска в запасе Картинок — 12 миллионов изображений. На Маркете были представлены товары почти 150 интернет-магазинов: книги, фильмы, косметика, обувь, одежда, канцтовары и игрушки. В этом же году вместе с группой компаний PayCash Яндекс запустил платёжную систему Яндекс.Деньги.

Тем временем, объем рунета дорос до терабайта. Интернетом на тот момент пользовались 8 % россиян — 8,8 миллиона человек. Ежедневное количество запросов к поиску Яндекса перевалило за два миллиона. А Яндекс вышел на самоокупаемость. Во многом это произошло благодаря росту контекстной рекламы. Рекламодатели увидели, что реклама в интернете работает.

2003-2005

В этот период в Яндекс.Директе была настроена оплата по кликам, а не за показ рекламы, открылись Яндекс.Карты с подробной схемой Москвы, Петербурга и Киева, Поиск по блогам и форумам, который продолжал работать до 2014. Яндекс занялся продвижением беспроводного доступа в сеть и вместе с провайдерами объявил программу Яндекс.WiFi. Яндекс предоставлял информационную поддержку кафе и ресторанам, которые соглашалась завести у себя бесплатный WiFi. А провайдеры устанавливали им оборудование на льготных условиях.

2005-2007

К 2005 году компания шагнула за пределы России – на Украину. Компания открыла представительство в Одессе и стала развивать сервисы для украинской аудитории и yandex.ua. В этом году было запущено три новых сервиса: Афиша, Лента и Словари.

В 2006 на Яндекс.Картах появились пробки. Проект «Пробки на карте Москвы» показывал дорожную ситуацию только в Москве и Подмосковье. Красные линии — город стоит, желтые — есть затруднения, зеленый — дороги свободны. Данные Яндекс получал от агентства «Смилинк», которое потом стало частью компании. Позже карта пробок была запущена во всех городах России и Украины, в Минске и Стамбуле.

В 2007 Яндекс открыл Школу анализа данных — бесплатные двухгодичные курсы, которые готовят специалистов в области анализа данных и извлечения информации из интернета. Сначала Школа работала только в Москве, затем появились филиалы в Новосибирске, Екатеринбурге, Минске и Киеве (закрыт в 2017 году), а позже — в Тель-Авиве и Беэр-Шеве. Начала свою работу Яндекс.Метрика. Сначала Метрика появилась в Яндекс.Директе — как инструмент, который помогает рекламодателям следить за эффективностью рекламы. Установив на сайт счетчик Метрики, можно было узнать глубину просмотра страниц, конверсию и стоимость привлечения клиента. Через год Метрика стала отдельным сервисом, доступным всем, а не только рекламодателям Директа.

Запущены два новых сервиса — хостинг блогов Я.ру, который просуществовал до 2014 года, и фотохостингЯндекс.Фотки, который в 2018 году переехал на Яндекс.Диск. Вышло мобильное приложение Яндекс.Карты — с поиском адресов, организаций и картой пробок. 

2008-2010

В 2008 году Яндекс сменил логотип с «Яndex» на «Яндекс», запустил сервисы Яндекс.Расписания и Яндекс.Видео. Также появился сервис мгновенных сообщений Я.Онлайн, который просуществовал до 2016 года.

В 2009-2010 годах компания открыла порталы для Казахстана и Беларуси, ориентированные на местную аудиторию.

Появились сервисы Недвижимость, Работа, Услуги.

2011-2015

В 2011 компания вышла на международный рынок и открыла портал в Турции.

К 2012 был разработан Яндекс.Браузер и Персональный поиск, ориентированный на знания о человеке. Открывается Яндекс.Диск, запускается Навигатор и приложения Музыка, Перевод, Директ.

Вместе с НИУ «Высшая школа экономики» в 2014 году Яндекс открыл факультет компьютерных наук. Он готовит специалистов по двум направлениям — «Прикладная математика и информатика» и «Программная инженерия».

К 2015 году Яндекс разработал собственную технологию прогноза погоды — Метеум. Эта технология используется на сервисе Яндекс.Погода. Появились мобильное приложение для водителей Яндекс.Парковки и музыкальный сервис Яндекс.Радио, где можно найти музыку разных жанров и эпох, под любое занятие и настроение. Кроме того, вышел из беты Яндекс.Транспорт, заработала Яндекс.Доставка. 

2016-2019

В 2016 в Яндекс.Браузере и Yandex Launcher появилась лента персональных рекомендаций Яндекс.Дзен. Она предлагает статьи, видео, картинки и другие материалы из интернета, которые могут понравиться пользователю.Открылось издательство Яндекса и Яндекс.Такси для корпоративных клиентов.

К 2017 году Яндекс создал голосового помощника — Алису. Она создана на основе нейронной сети, поэтому способна импровизировать. В 2018 компания выпустила первое устройство собственной разработки — Яндекс.Станцию. Это умная колонка с голосовым помощником Алисой. Станция воспроизводит музыку в высоком качестве, показывает на телеэкране видео, фильмы и сериалы и помогает в повседневных делах. Яндекс разработал платформу Яндекс.Авто, которая объединяет сервисы для водителей и встраивается в мультимедийные системы автомобилей. Появился сервис для совместной работы внутри организации — Яндекс.Коннект.

В начале 2018 Яндекс запустил каршеринг Яндекс.Драйв и сервис по доставке еды – Яндекс.Еда.

В 2019 году Яндекс.Еда позволит заказывать экспресс-доставку продуктов и товаров для дома из Яндекс.Лавки, усовершенствует Алису и разработает Умный дом под ее управлением, выпустит собственные умные устройства: пульт, розетку, лампочку, Станцию Мини и робота для перевозки небольших грузов со скоростью пешехода.

В этом году появился сервис онлайн-обучения Практикум и лаборатория в МФТИ. В январе Яндекс учредил научную премию имени Ильи Сегаловича, созданную для поддержки молодых учёных и научного сообщества.

2020-2021

В 2020 году мир охватила пандемия коронавируса. Люди учились жить в условиях карантина, а врачи работали днём и ночью. Чтобы поддержать медиков и тех, кто попал в сложную ситуацию, Яндекс запустил проект «Помощь рядом». Команда проекта организовала поездки врачей к пациентам, доставку продуктов нуждающимся, бесплатное тестирование на коронавирус. Кроме того, ещё в начале пандемии Яндекс запустил индекс самоизоляции— он показывал, много ли людей на улице и стоит ли выходить из дома.

Яндекс активно развивал сервисы доставки, в том числе из-за режима самоизоляции. Компания запустила «доставку по клику», когда заказанный товар привозят сначала на склад Яндекс.Лавки, а потом доставляют человеку за 15-20 минут — в удобный для него момент. В Яндекс.Такси появилась доставка небольших посылок, а в Яндекс.Еде — робот-курьер Яндекс.Ровер.

На сегодняшний день сервисами Яндекса ежедневно пользуются миллионы людей. Поздравляем Яндекс и всю его большую команду с Днем рождения!

Источник: yandex.ru

Иска все и нашла: Ирина Малярова

Читайте также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: