Ожидание vs Реальность: журналистику ли нам показывают в кино?

Журналистика – одна из самых популярных сфер, которую часто используют в кинематографе. Существует большое количество фильмов, герои которых журналисты, но сопоставимо ли художественное видение с реальностью. Мы отобрали 5 фильмов о журналистах разных направлений, от репортера до рекламщика, и попытались выяснить – правильно ли режиссеры понимают и изображают нашу профессию.

Официальный постер к фильму (фрагмент)

«Невероятная жизнь Уолтера Митти» (США, 2013)

Кинокартина Бена Стиллера рассказывает о незаурядном работнике журнала «Life» — Уолтере Митти. В связи со сменой управляющего и переходом издания «в цифру» в издательстве готовятся сокращения, и Уолтеру, занимающемуся дизайном и фотографией, поручают создать обложку для последнего печатного выпуска. Есть один нюанс — пропавший кадр, который необходимо использовать для работы. Интересна в фильме роль фотографа Шона О’Коннелла, за которым и отправляется Уолтер Митти в поисках фотокарточки. Шон – одержимый работой человек. Ради кадров он рискует жизнью. Стало интересно, а как в жизни работает фотожурналист. Об этом я узнала у Екатерины Петушкиной, выпускницы факультета журналистики МГУ.

— Что самое сложное в работе фотожурналиста?

-Здесь могла бы быть шутка про тяжёлое оборудование. Не могу сказать за всех, но предположу. По-моему, довольно сложно, но очень важно не потеряться в перенасыщенном визуальном потоке и оставаться верным своему видению. Не поддаваться внутреннему и внешним критикам («Это неправильно», «Так нельзя» и «Так никто не делает).

-Может есть в голове картинка, которую вы хотите запечатлеть? Если есть, опишите.


-Идеальный кадр – это что-то недостижимое, пускай таким и остаётся. Вокруг столько всего происходит, что радостью будет просто успевать замечать происходящее, осознавать его и нажимать на кнопку спуска затвора.

Конечно, при отборе снимков часто приходит осознание, что можно было сделать чуть лучше, «идеальнее». Думаю, видеть шероховатости в своей работе – нормально, а ещё уверена, что для настоящего мастерства нужно учиться всю жизнь.Что мне хотелось бы запечатлеть? Хочу больше фотографировать людей, которых я люблю. Очень приятно снимать важные и добрые события: тепло от мысли, что через много лет кто-нибудь будет рассматривать фотографии и вспоминать о каких-то деталях, глядя на них моими глазами.

Официальный постер к фильму (фрагмент)

«Частная война» (США, Великобритания, 2018)

Представить себе жизнь военного корреспондента так же трудно, как и по-настоящему понять, почему люди раз за разом рискуют собственной жизнью, отравляясь в горячие точки. Однако, это можно увидеть. В 2018 году на экраны вышел фильм-байопик «Частная война» о военной журналистке Мэри Колвин, погибшей в 2012 году в Сирии. Колвин была бесстрашной женщиной. Где бы ни происходил военный конфликт, будь то Шри Ланка, Сирия, Ливия или Чечня, она уже едет туда с блокнотом и диктофоном. Не запечатлеть жизнь такого человека было бы преступлением. Фильм охватывает жизнь Колвин, начиная с событий 2001 года на Шри Ланке, когда она потеряла глаз, и заканчивая её гибелью.

Повествование строится на неком противопоставлении: главная героиня, которую играет Розамуд Пайк, на работе и вне её. На работе – это журналистка, которая отчаянно рвётся узнать, записать и показать не просто войну, а правду. Правда в том, что война это, в первую очередь, горе гражданских. Мари Колвин не интересуют солдаты, самое важное для неё – семьи, матери, жёны, дети, чья жизнь была разрушена. Кадры, где она общается с людьми, доводят зрителей до мурашек в затылке. Но есть и другая Колвин, домашняя. Здесь уже это женщина, страдающая постравматическим синдромом, видящая ночные кошмары, пытающаяся жить обычной жизнью, что получается без особого успеха. Какая из сторон главной героини важнее – вопрос трудный, актриса играет на разрыв аорты и там, и там (важно отметить, что за эту роль Пайк в 2019 году была номинирована на премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль).

Несмотря на серьёзность темы, картина «Частная война» прошла не особо заметно и собрала не так уж много денег в прокате. Это не делает фильм хуже и не вешает на него ярлык «не смотреть». Смотреть стоит хотя бы из-за того, что история, лежащая в основе сюжета, реальна и действительно были журналисты, которых прежде всего интересуют люди. «Возможно, это и ответ на вопрос, почему о военных журналистах так редко снимается кино. Каждый четвертый кинооператор Великой Отечественной погиб, но ни про одного не снято игровой картины. Роман Кармен, как и Колвин, побывал везде, и про него можно было бы сделать блокбастер покруче «Сталинграда». Да и про современных военкоров делают изредка только документальные ленты. Поэтому «Частная война» — особенно ценный пример фильма про журналистику, про честность, да и вообще про человека в экстремальных обстоятельствах», — рассуждает о «Частной войне» кинокритик Сергей Сычёв.

Источник комментария: https://iz.ru/852483/sergei-sychev/v-goriashchuiu-izbu-voidet-rozamund-paik-otpravliaetsia-v-peklo

Официальный постер к фильму (фрагмент)

«Нет» (Чили, 2012)

Фильм, завоевавший в 2013 году «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Единственная картина, удостоившаяся такой награды в Латинской Америке. История рассказывает о смежной с журналистикой профессии – рекламе на телевидении. В Чили проходят выборы, и «нет» — ответ на вопрос: «Должен ли действующий президент остаться у власти?». Оппозиции дают лишь 15 минут эфирного времени, чтобы рассказать о своей предвыборной кампании, но даже за то время, используя рекламные трюки, талантливому рекламщику Рене Савейду удается убедить жителей голосовать против нынешней власти.

В наше время реклама становится искусством. Чтобы заставить зрителя купить продукт, над красивый картинкой на телевидении трудится целая команда. Я узнала о том, как работает рекламщик на YouTube у Ксения Тулуповой. Ксюша, известная на YouTube как «HeyKsy», снимает видео уже больше 6 лет, и за это время набрала 129 000 подписчиков.

— Какими уловками пользуются популярные блогеры, чтобы привлечь внимание зрителя к рекламе?

— Мне кажется, к этому прибегают и малоизвестные блогеры. Эта система, которой пользуются все. Речь идет о кликбейтах, кликбейтных заголовках, очень кричащих обложках. Я «такое» смотреть не очень люблю, но это то, что часто попадает в рекомендации и привлекает зрителя. Тот самый «трешовый» контент.

— Что для тебя – креативная реклама?

— Креативная реклама для меня – необычная реклама. Необычная в том плане, что она не прибегает к чему-то пошлому. Вульгарность меня отталкивает, как и любые маркетинговые ходы на «черных» историях. Да, это хорошо работает, но только в краткосрочной перспективе. Долго будет оставаться что-то эстетичное и визуально красивое. Меня привлекает, когда реклама хорошо сделана по цветам, концепции, фактуре и, конечно, смыслу. Это может быть, либо реклама дорого продукта, либо наоборот что-то доступное и понятное каждому. Главное, чтобы она была понятна обычному зрителю. Это еще один фактор, по-моему мнению, креативной и хорошо сделанной рекламы.

— Как ты думаешь, в современном российском YouTube на что делается акцент в рекламе?

— Не только на российском YouTube, но и в принципе в рекламной индустрии, которая приходит на платформу, акцент один: сейчас, как мне кажется, каждый рекламодатель стремиться рассказать о современных тенденциях в обществе. Я часто стала замечать рекламу про экожизнь, экопривычки, современный подход к гардеробу, осознанный выбор пищи и тд. Общество сейчас стало больше уделять внимание себе и своему здоровью, поэтому и реклама стала отвечать этим требованиям. Можно вспомнить кейс с Reebok — у них чувствуется это обращение к заботе. Раньше этих тем вообще не касались, но сейчас об этом говорят все.

— В чем отличие рекламы у блогеров в интернете от рекламы на телевидении?

— Во-первых, продакшн. Реклама на телевидении – серьезный продукт компании. Они тратят огромные деньги на то, чтобы написать сценарий, согласовать его с рекламодателем. К тому же нужно придумать и подготовить визуальный план, сделать раскадровки. Для этого требуется огромный штат сотрудников. Об этом мне рассказала моя знакомая, которая работает продюсером в крупной рекламной компании. На «телике» идет расчет средств не только на рекламу, но и зарплату сотрудникам. Это очень дорогой продакшн. У блогера все проще. Его команда может состоять из 3-6 человек. Во-вторых, реклама на телевидении изначально создается внутри команды. А в интернете процесс идет иначе. Рекламную идею придумывает сам бренд, а потом «перебрасывает» ее блогеру. Он адаптирует все под свой блог, контент и аудиторию. Так на телевидении реклама получается более «чистая», а в интернете адаптированная. Раньше я бы еще сказала, что на телевидении реклама более качественная. Но сейчас мы, блогеры, ничуть не уступаем.

Официальный постер к фильму (фрагмент)

«В прямом эфире» (США, 2019)

Не секрет, что ты – это то, что ты делаешь. Если закостенеть в своей скорлупе и отказываться из неё вылезать, то и продукт будет соответствующий. В такой ситуации оказалась главная героиня фильма «В прямом эфире» Кэтрин Ньюбери, которую сыграла Эмма Томпсон.

Кэтрин уже много лет ведет своё вечернее шоу, не замечая, что все её последние усилия напрасны: программа давно не та. Зрительский интерес к шоу пропал, рейтинги с каждым днём всё ниже и ниже. Проблема одна – ведущая. Она груба, заносчива, её совершенно не интересуют современные тренды и авторы, которые пишут шутки для выступлений. Но вот шоу находится под угрозой закрытия, и кажется, настало время что-то менять.

Человеком, который неосознанно изменил всё, становится другая главная героиня – Молли. Она молода и совершенно далека от сферы телевидения. Работает на заводе, но, так же, как и в детстве, тешится мечтой работать на любимой программе. Сначала такой сюжетный поворот кажется немного абсурдным: как человек может работать на шоу, если не имеет опыта в этом деле? Но это лишь обманчивое первое впечатление. Молли пробивная, амбициозная, желающая что-то изменить и, что самое главное, она умеет шутить. Для вечерней программы это умение очень важно. С появлением Молли в студии и начинается вторая жизнь ток-шоу и самой Кэтрин Ньюбери.

«В прямом эфире» — комедия, которую спокойно можно посмотреть вечером и расслабиться, однако фильм поднимает и острые темы. Женский вопрос в сфере телевидения и развлечений особенно популярен в последние годы. Умеет ли женщина шутить с экрана телевизора? Можно ли на неё ровняться в работе? Может ли женщина быть стоящим автором? Ответом на все эти вопросы будет многократное «да». Однако в фильме есть двойное дно, которое отсылает зрителей к мысли о том, что медиа-продукт, действительно, отражает своего создателя. Кэтрин страдает мизогинией, то есть она ненавидит женщин, будучи женщиной. Если немного углубиться, то можно расценить это как ненависть к самой себе. Низкие рейтинги шоу – следствие нелюбви к себе его ведущей.

В фильме остро стоит вопрос расизма. Молли темнокожая, её родиной является Индия. Из-за этого ей приходится выслушивать оскорбительные вещи, но она противостоит повседневному пренебрежительному отношению. И, в конце концов, лента «В прямом эфире» приоткрывает кулису в мир телешоу на подобие «Вечернего Урганта» и других популярных вечерних программ, где по ту сторону камеры всё не так-то просто. «С остроумием и удивительно едким юмором «В прямом эфире» приподнимает занавес над тем, что действительно происходит в писательских офисах телестудии, и это кажется немного революционным», — говорит критик Ясмин Омар, рассуждая над тем, почему стоит посмотреть эту картину.

Источник комментария: https://www.harpersbazaar.com/uk/culture/entertainment/a27882514/late-night-review/

Официальный постер к фильму (фрагмент)

«Стрингер» (США, 2013)

Режиссер Дэн Гилрой показал журналиста с отрицательной стороны. Луи Блум, отчаявшись искать работу, решает самостоятельно снять репортаж об угнанном автомобиле и продать его телевизионной компании. Директору телеканала понравился репортаж, и он предложил Луи работать дальше. Так началась карьера Луи, не останавливавшегося ни перед чем, ради сенсационного материала. Отсутствие этических норм главного героя в некоторых эпизодах заставляет задуматься, а действительно ли только таким способом можно привлечь аудиторию к просмотру. Я решила расспросить стажера-корреспондента телеканала «РЕН-ТВ» Михаила Хрущева о его работе.

— Что самое сложное в работе корреспондента?

— Мне кажется, таковых сложностей нет. Твоя задача – собрать информацию, чтобы читатель, зритель или как минимум продюсер узнали, что происходит там, где ты находишься. Сложности могут возникнуть у интровертов. Корреспондент должен быть инициативным, и сам идти на контакт, разговаривать, например, с официальными лицами и полицейскими. Если тебя пугают люди в форме, то в работе будут сложности. Надо преодолевать этот психологический барьер, который, наверное, есть у всех: начать расспрашивать незнакомого человека, докапываться до сути, искать очевидцев. Как по мне, если ты можешь преодолеть этот барьер, то перед тобой все двери открыты.

— Какими чертами характера должен обладать корреспондент?

— В первую очередь, если это касается характера, то это должен быть храбрый человек. Также это человек, у которого соображает голова. Главное качество – беспринципность, у тебя не должно быть каких-то ограничений. Объясню на примере. Если ты твёрдо решил, что никогда не будешь наблюдать за работой опытных журналистов или будешь общаться только с определенным социальным классом людей, то тогда лучше избавиться от таких предрассудков, потому что они будут только мешать работе.

— Кто для вас – идеальные корреспонденты?

— Я могу выделить раннего Александра Невзорова времен «600 секунд». Очень храбрая и смелая работа. Сейчас, как мне кажется, Невзоров теряет связь с современным зрителем, хотя просмотров достаточно, но тогда в 90-х годах это было очень круто. Это как раз была та самая журналистика, о которой все мечтают: сложные едкие вопросы. На что-то в такой журналисте не стоит обращать внимание, но что-то стоит и перенять.

Дальше – ранний Сергей Доренко, когда он работал на «Первом канале». Одну только его работу «Курск» стоит занести в учебники. Это крутой и смелый выпуск. Современный Доренко до его гибели – это энергичный ведущий на радио. Я слушал его по утрам часов в 7-8 и он заряжал меня на весь день. Из современных журналистов я могу выделить Алексея Пивоварова – это та самая журналистика, о которой сейчас все мечтают.

Авторы материала: Александра Денисова, Ксения Тычкина

Читайте также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: