Производители дронов против нового законопроекта Минтранса

Инициатива предусматривает обязательную сертификацию беспилотников и их запчастей, а участников рынка обязывает получать свидетельства. Минпромторг совместно с разработчиками и пилотами дронов готовятся к обсуждению с Минтрансом. 

Участники рынка беспилотников резко раскритиковали законопроект Минтранса об обязательной сертификации производителей устройств и их компонентов. Документ, опубликованный на портале правовой информации, предполагает, в частности, сертификацию дронов с взлетной массой 0,25–25 кг. Кроме того, инициатива обязывает пилотов сверхлегких судов до 115 кг получать свидетельства и проходить подготовку в авиационных учебных центрах.

Летательные аппараты придется оснащать транспондерами и бортовыми «ответчиками» для мониторинга за полетом. Предполагается также постановка таких судов на учет с обязательным предъявлением на осмотр. Саму сертификацию предстоит оплачивать производителям. Минтранс уже пытался ввести такие требования в 2020 году, но проект отложили (см. “Ъ” от 15 октября 2020 года).

Предложения Минтранса противоречат международной практике, утверждают в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

В письме президента АЭВТ Владимира Тасуна на имя замминистра Игоря Чалика (есть у “Ъ”) говорится, что стандарты ICAO не требуют обязательной сертификации судов данного типа. Отмечается также, что критерии оценки разработчиков лишены конкретики, что создает «условия для злоупотреблений», а неопределенность сроков, условий и оснований принятия решения со стороны госорганов является коррупциогенным фактором. В АЭВТ “Ъ” сообщили, что ответа Минтранса пока не последовало.

Почему рынок опасается приравнивания беспилотников к самолетам

По данным “Ъ”, 9 июля заместитель главы департамента авиапромышленности Минпромторга Михаил Богатырев попросил участников отрасли представить позицию по отмене обязательной сертификации. «Минпромторг консолидирует мнения промышленности и отправит предложения в Минтранс»,— сообщили “Ъ” в министерстве. Большинство респондентов настаивают на доработке идей Минтранса.

«Полагаем, что в настоящее время органы, занимающиеся контролем и надзором в области гражданской авиации, фактически не справляются со своими задачами даже для более тяжелого сегмента сверхлегких ВС. Большое количество судов тяжелее 115 кг фактически летают без регистрации и свидетельств»,— говорится в отзыве президента «АОПА-Россия» Владимира Тюрина. Он предположил, что новые избыточные требования также не будут соблюдаться сообществом.

По мнению участников ассоциации «Аэронекст», законопроект заблокирует рынок разработки и производства отечественных беспилотников.

«Мы не выступаем против любой сертификации, но сложность процедуры должна соотноситься со степенью риска различной техники»,— подчеркивает глава объединения Глеб Бабинцев. Процесс сертификации займет около пяти лет и потребует от бизнеса многомиллионных затрат, соглашается директор Ассоциации малых авиационных предприятий Дмитрий Куликов. Он подчеркнул, что в ЕС за контроль аппаратов до 600 кг отвечают не госструктуры, а общественная ассоциация сверхлегких судов.

Как воздушные суда разных типов уравнивают в пространстве

За 2020 год объем госконтрактов с использованием беспилотников составил 1,5 млрд руб., говорит гендиректор «Птеро» Амир Валиев. «Этот рынок упадет, как только норма вступит в силу, поскольку сертификация потребует непосильных для бизнеса затрат на укрупнение штата и закупку дополнительного оборудования»,— говорит он. Примерную стоимость сертификации для каждого предприятия господин Валиев оценивает в 90–100 млн руб., что приведет к росту себестоимости продукции вдвое.

В Zala Aero Group (входит в ГК «Калашников») сообщили “Ъ”, что принятие законопроекта «напрямую повлияет на уровень национальной безопасности». «Тысячи БВС (беспилотное воздушное судно.— “Ъ”) выполняют регулярный мониторинг объектов трубопроводного транспорта, картографо-геодезические работы, решают экологические задачи и выполняют поисково-спасательные операции,— подчеркивают в компании.— Платная сертификация, новые требования по поддержанию летной годности напрямую повлияют на стоимость продукции, на сроки введения в эксплуатацию, а также на стоимость самой эксплуатации, что сделает применение БВС экономически нецелесообразным для многих заказчиков».

В Федерации планерного спорта, также направившей свои возражения в Минтранс, отмечают, что в случае принятия поправок российский производитель планеров «Авиастроитель» прекратит существование из-за роста себестоимости техники. «Закроются все юношеские планерные школы страны, а дисциплина планерного спорта «класс — начальный» перестанет существовать»,—отмечают там.

В Росавиации на вопросы “Ъ” не ответили. В Минтрансе привели те же формулировки, которыми год назад объясняли замороженную впоследствии инициативу: «Законопроект направлен на повышение безопасности использования БВС, предотвращение травмирования и гибели людей, а также порчи имущества при коммерческом использовании БВС для доставки грузов и выполнения авиационных работ».

Анна Сполудённая

Источник: kommersant.ru 

Читайте также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: