Найти и обезвредить: что такое фейковые новости и как за них наказывают

Союз журналистов России провел онлайн-лекцию «Фейк-ньюс: как проверять
информацию в Интернете».
 
Спикером выступила Дарья Соколова, кандидат филологических наук, старший
преподаватель факультета журналистики МГУ. Она объяснила, что такое фейк-ньюс, чем они опасны, и какая ответственность грозит за их распространение.
 
Рассмотрим, как не стать жертвой фейков и какими инструментами пользоваться для качественного фактчекинга.
 
По определению спикера, фейк – это новостное сообщение, основанное на намеренном искажении действительности, созданное для получения выгоды, увеличения трафика, повышения цитируемости, финансовых и политических преимуществ. К фейкам относится искажение информации о выборах, терактах, нападениях, болезнях.
 
«Данная тема получила свое распространение в связи с политическими событиями последних лет: конфликтом в Украине, выборами президента США, выходом Британии из Евросоюза», — считает Дарья Соколова.
 
С учетом поправок Федерального закона № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который так же называют «законом о фейках», фейком является «недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».
 
Большое число ложных новостей побудило правительства разных стран создать законодательное регулирование распространения фейков. Такие законы есть в Германии, Египте, Италии, Китае, России и других. В каждом случае есть свои особенности и подходы к фейк-ньюс.
 
Как отметила спикер, в Египте к ответственности привлекается не только первоисточник фейка, но и его распространители. В Германии фейком считается информация, не соответствующая действительности и оскорбляющая личность и достоинство граждан. При этом государство не устанавливает критерии для достоверной и недостоверной информации в социальных сетях, а лишь контролирует соблюдение правил, созданных самой сетью и за несоблюдение этих правил наказывает штрафами до 5 млн евро.
 
В России регулирование распространения фейковых новостей закреплено в Статье 207 УК РФ и в Статье 13.15 Кодекса об административных правонарушениях. 
На основании Статьи 207 УК РФ, «публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений», повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью, смерть человека или наступление иных тяжких последствий, наказывается штрафами, исполнительными работами, ограничением свободы на срок до 5 лет.
 
Согласно поправкам в административном законодательстве от 18.03.19. № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», за распространение фейков в СМИ и социальных сетях, «создавших угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения порядка и общественной безопасности, угрозу создания помех функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи», грозят штрафы: 30 – 400 тыс. руб. для граждан, 60 – 900 тыс. руб. для должностных и 200 тыс. – 1.5 млн руб. для юридических лиц. Кроме того, законом предусматривается блокировка страницы ресурса, опубликовавшего фейк. 
 
Информация, которая считается фейковой, имеет две определяющие составляющие: она не соответствует действительности и всегда представляет общественную значимость. Поэтому при предъявлении обвинений, в суде необходимо доказать факт преднамеренного распространения заведомо ложной общественно значимой информации.
 
Показателен случай журналистки «Радио Свобода» Татьяны Вольтской. Как сообщает «Север.Реалии», в апреле 2020 года она опубликовала интервью с врачом-реаниматологом о нехватке медицинского оборудования в больницах Санкт- Петербурга. Вольтскую обвинили в «распространении заведомо ложной информации» о короновирусе. На нее был составлен административный протокол по части 9 статьи 13.15 Кодекса об административных правонарушениях «за распространение недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений».
По словам адвоката журналистки, Л. Крикуна: «Вольтская имела право высказать свое мнение по общественно-значимому вопросу, а также то, что подготовка и передача для публикации статьи являлись выражением профессиональной и гражданской позиции журналиста. Изначально это дело было направлено на вмешательство свободу выражения мнения». В мае 2021 года суд прекратил дело Вольтской за отсутствием состава преступления.
 
По закону, привлечь к ответственности за распространение фейка могут не только представителей СМИ, но и пользователей социальных сетей. Фейком считается любой вид пользовательского контента: оригинальная публикация, репост, комментарий к записям других пользователей, который не соответствует действительности и является общественно значимым.
 
По данным Следственного комитета, в мае 2020 года был вынесен первый обвинительный приговор по уголовному делу «о распространении заведомо ложной информации, представляющей угрозу жизни и безопасности граждан», предусмотренный ст. 207.1 УК РФ. Судом было установлено, что один из пассажиров самолета «Бангкок – Шанхай – Южно-Сахалинск» снял на видео и распространил в социальных сетях сообщение о том, что пассажиры не были своевременно обеспечены средствами индивидуальной защиты. Следствие выяснило, что на самом деле всем пассажирам рейса были выданы такие средства защиты и был проведен инструктаж о необходимости их использования в течение полета. В ходе следствия подсудимый признал свою вину, он был приговорен к штрафу в размере 300 тыс. рублей.
 
В 2019 году Роскомнадзор опубликовал Единый реестр фейковых новостей. Это перечень информационных ресурсов, которые регулярно распространяют недостоверную информацию. Роскомнадзор производит блокировку не всего ресурса, а только страницы, содержащей фейковую запись. С начала прошлого года данный реестр перестал быть общедоступным и обновляться публично.
 
Помимо Роскомнадзора, решение о внесудебном порядке внесения ресурсов в реестр
принимают:
  • МВД – отслеживание данных о порнографии и обороте наркотиков;
  • Роспотребнадзор – учет информации о пропаганде суицида;
  • Росалкогольрегулирование – контроль незаконной продажи алкоголя;
  • ФНС – устранение нелегальных казино;
  • Росмолодежь – внесение контента, направленного на развращение несовершеннолетних, «колумбанйн-сообщества», «группы смерти»;
  • Генпрокуратура – перечень ссылок на сайты с призывами к массовым беспорядкам, пропагандой терроризма и экстремистскими материалами.
По мнению Дарьи Соколовой, основная причина массового распространения фейк- ньюс в том, что аудитория обладает низким уровнем медиаграмотности и не развивает критическое восприятие новостей. По данным спикера, 96% аудитории не в состоянии отличить фейк от правды. Люди не знают, где искать информацию о достоверности данных, где и как ее проверять, могут не ориентироваться в освещаемом вопросе. 
 
Аудитория склонна верить тому, что опубликовано впервые, она активно реагирует на кричащие заголовки. Поэтому если вы видите в материале такой заголовок, призыв к действию, противоречащие сообщения, нужно усомниться и задуматься, достоверна ли данная информация.
 
Дарья утверждает, что существует ряд причин, почему журналисты порой так же некритически воспринимают информацию. Некоторым СМИ важно первыми опубликовать новость, они гонятся за сенсацией, стремятся, чтобы на них ссылались. Это обеспечивает трафик аудитории и позволяет разместить дорогостоящую рекламу.
 
Некритическое восприятие информации приводит к эффекту PR-плацебо. Это эффект внушения и убеждения целевой аудитории в определенном мнении о ком-либо, который ведет к внедрению и восприятию этого мнения, как собственного. Благодаря такой технологии формируется пул псевдоэкспертов медиа, которые могут не только не являться экспертами, но и вообще не существовать. Таким «экспертом» стал урбанист, эксперт в области проектирования городских систем и управления транспортными потоками, Владимир Габриаков. Он преподает в Иллинойском университете (США),
работает в Департаменте транспорта Чикаго, пишет авторские статьи, его можно найти среди экспертов «ТАСС». И … его не существует. Кейс Владимира Габриакова был выдуман PR-консультантом Зоей Милославской шесть лет назад в целях проведения социального эксперимента для написания диссертации.
 
Роман Серебряный, секретарь Союза журналистов России, выделяет следующие
причины некритического восприятия информации. «Фильтр-пузырь» или «фильтр интересов» — это явление, при котором поисковая система пользователя выдает персонализированные результаты запроса. Поисковые системы, такие как Google, Yandex, Yahoo и другие, показывают нам запрашиваемую информацию с учетом того, что мы чаще ищем, смотрим, комментируем. Соответственно, результаты поиска для разных людей будут разными, ведь поисковые системы учитывают предыдущие запросы, контекст, историю посещений для выдачи результатов. С одной стороны, это уникальный контент, интересный каждому отдельному пользователю. С другой, предлагаемые результаты поиска фильтруются и не показывают все стороны запроса, тем самым искажая действительность.
 
Кроме того, как отметил Роман, популярным становится эффект «эхо-камеры», при
котором в кругу единомышленников, объединенных общими интересами, появляются
определенные информационные сообщения. Они многократно повторяются, усиливаются и передаются внутри закрытой системы, например, в сообществах социальных сетей. При поступлении новой информации участники адаптируют ее «под себя» и со временем начинают считать, что так думают все. В подобной системе невозможно альтернативное мнение и критическое восприятие информации. Находясь в эхо-камере, люди ищут только ту информацию, которая подтверждает уже существующее мнение. Таким сообществом единомышленников легко манипулировать.
 
Для того чтобы проверить поступающую информацию, журналисту нужно провести
качественный фактчкинг. По словам Дарьи Соколовой, к базовому алгоритму фактчекинга относится сомнение – критическое восприятие информации; поиск первоисточника – автора первого высказывания, действия, публикации; изучение фактов, уже известных по теме, поиск очевидцев, экспертов, альтернативных источников информации, проверка фото-, видеоматериалов и подлинности аккаунтов в социальных сетях.
Для этого существует множество сервисов разной направленности.
Сервисы для дополнительной проверки информации:
 
WebMii . com – предоставляет информацию об аккаунтах в социальных сетях;
 
Botometer . edu – предлагает проверку пользователей Twitter, является ли аккаунт
ботом;
 
Pipl . com – осуществляет поиск пользователя по имени, электронному адресу,
номеру телефона;
 
Spokeo . com – дает доступ к информации о номере телефона человека, его
семейном положении, членах семьи, участии в судебных заседаниях;
 
YouTube Data Viewer – предоставляет скрытые данные видео, точное время
загрузки, определение его оригинальности;
 
Для проверки фото можно использовать метаданные картинок в поисковых
системах Google, Yandex, и других;
 
Whois service – позволяет получить информацию о дате регистрации и владельце
домена;
 
Web . archive . org – хранит версии всех сайтов с момента их создания. Позволяет
восстановить собственный сайт, найти и просмотреть уникальную информацию,
которой нет на работающих сайтах.
 
 
К сожалению, несмотря на все эти инструменты, вы никогда не можете быть до конца уверенными, что перед вами не фейк.
 Чем больше развиваются технологии, тем активнее развиваются фейки.
Простому обывателю важно уметь развивать чувство сомнения и задаваться правильными вопросами:
Кто источник информации, можно ли ему доверять?
Есть ли информация на эту тему в других источниках?
Есть ли публикации в крупных СМИ?
 
Одна из основных функций медиа – предоставление разных, альтернативных точек зрения. Одностороннее навязанное мнение должно вызывать вопросы аудитории.
 
Проверка фактов – это ключевая задача журналиста, позволяющая избежать публикации фейковых новостей. Анализ и сравнение полученной информации позволяют создать подлинную картину и сформировать собственное мнение относительно происходящего в мире.
 
Автор: Ирина Малярова

Читайте также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: