Как писать для ТВ?

В четверг, 20 мая, прошел вебинар, посвященный особенностям подготовки текстов для информационных программ на телевидении.

Мероприятие явилось продолжением цикла вебинаров, на безвозмездной основе организованных Союзом журналистов России, в рамках образовательной программы для журналистов.

Модератор проекта Секретарь СЖР Роман Серебряный.

Спикером по теме выступил тележурналист, режиссёр и продюсер Станислав Разумов. В начале занятия он рассказал о типологии редакторов и форматов телевизионных новостей, а также о том, какой должен быть телевизионный текст:

  • понятный на слух (ясные формулировки);
  • лаконичный и логичный (короткие предложения, где одно вытекает из другого);
  • небанальный (незачем писать о том, что все и так знают);
  • дополняющий картинку.

Далее Станислав продемонстрировал книгу М. П. Сенкевич «Культура радио- и телевизионной речи». Особое внимание он уделил коммуникативным качествам речи, среди которых:

  • соответствие нормам современного литературного языка;
  • наличие особенностей, которые поддерживают интерес у зрителя;
  • соблюдение смысловых связей.

Спикер показал приемы работы с языком журналистских текстов, которые описал А. В. Колесниченко в книге «Практическая журналистика»:

  • избегание незнакомых читателям слов (язык журналистских текстов – это общеупотребительная лексика в общепринятых значениях);
  • использование разговорного стиля;
  • контролирование длины предложения (8 – 10 слов, без причастных и деепричастных оборотов);
  • соблюдение «территории слова» (избегать повтора одинаковых и однокоренных слов в предложении).

Тележурналист рассказал о возможных оплошностях, которые встречаются при написании текстов для ТВ. Одна из самых распространенных – ошибочное или неточное употребление слова. За ней идут повтор слов, нарушение однородности перечисления, неблагозвучность и т. д.

Также Станислав Разумов поделился со слушателями советами, которые помогут каждому, кто захочет попытаться написать текст не только для информационных, но и для других телевизионных программ:

  • пишите вслух (читайте и перечитывайте написанное);
  • готовьте зрителей к незнакомым словам;
  • избегайте повторов по смыслу и ненужных усилений.

Затем спикер показал и описал главные пункты плана, по которому строится текст:

  1. Разобраться в теме
  2. Вычленить новость
  3. Придумать структуру 
  4. Написать заход и основную часть
  5. Перечитать и проверить на наличие повторов, достоверность фактов, опечатки

В завершение спикер ответил на вопросы, а также предложил практическое задание для слушателей.

В вебинаре продолжительностью 120 минут приняли участие 65 представителей СМИ.

Автор: Валерия Кокуца

Читайте также:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: